Cartoon Network — один из ведущих детских телеканалов — совместно с Фондом Развития Интернет провел вторую всероссийскую антибуллинговую кампанию «Будь сильнее — будь другом». Она была направлена на привлечения внимания общественности к острейшей проблеме, с которой сталкиваются современные школы — агрессивному унижению одних детей другими, — и поиска эффективных путей для борьбы с ней.

дети

По статистике [1], каждый пятый ребенок в России становится жертвой физического и эмоционального террора со стороны своих одноклассников или старшеклассников. Обидные прозвища и оскорбления, бойкот и запугивание, высмеивание и шантаж, тычки и подножки, порча и кража вещей — все это буллинг, который не проходит бесследно ни для жертвы, ни для обидчика. При этом травлю сложно назвать конфликтом исключительно двух учеников. Как правило, в него вовлечены и учителя, и одноклассники, и свидетели — не напрямую, конечно, но невмешательство подчас бывает гораздо опаснее, чем может показаться. Поэтому так важно не замалчивать проблему, а говорить о ней на всех доступных уровнях, внедрять в школах специальные антибуллинговые программы, проводить вебинары, предоставлять методические рекомендации и профессиональные советы, обращаться одинаково к родителям, учителям и ученикам — словом, искать комплексный подход к решению проблемы, а не точечный. Именно это и стало основной задачей кампании.

Кроме того, социальная инициатива Cartoon Network была направлена и на изучение проблемы детской агрессии изнутри — то есть с точки зрения самих школьников, их родителей и педагогов, поскольку справиться с буллингом, не понимая до конца его причин и механизмов, довольно сложно. При содействии специалистов Фонда Развития Интернет для всех трех аудиторий были разработаны специальные опросники, и на основании ответов, которые дали более 1500 человек, появилась возможность проследить некоторые закономерности.

Так, например, основными причинами буллинга родители считают проблемы в общении с одноклассниками, а педагоги — особенности развития ребенка и разницу в уровнях социального состояния и статуса. Более трети опрошенных родителей считают, что лучше всего в ситуации буллинга — просто научить ребенка давать сдачи и стоять за себя, однако, по убеждению психологов, это очень противоречивый совет, а в ряде случаев и вовсе вредный, поскольку может лишь ухудшить положение дел.

Вопреки распространенным стереотипам, выяснять отношения в агрессивной форме свойственно не только мальчикам. Согласно опросам, с буллингом в одинаковой степени сталкиваются как мальчики (33% респондентов), так и девочки (31% респондентов). Показательно, что почти половина школьников признались, что не пройдут мимо и поспешат на помощь жертве, но только если это их друг — в противном случае они предпочитают не вмешиваться, поскольку боятся пострадать сами.

Более трети опрошенных учителей наиболее эффективным способом борьбы с буллингом считают не дидактические беседы или родительские собрания, а специальные занятия с классом, тематические активности, направленные на развитие чувства ответственности не только за своего друга, но и за каждого члена коллектива. Именно поэтому так важно разговаривать с детьми о дружбе и терпимости, учить их взаимопомощи и уважении по отношению к каждому, сопереживанию и толерантности.

[1] Отчет «Дети России Онлайн», Фонд Развития Интернет, Москва, 2012 г.