Когда бог создавал время, он создал его достаточно.

Ирландская поговорка

Современный мир предъявляет к нам очень высокие требования: нужно не только много знать и уметь, чтобы быть успешным и счастливым, но и многое успевать.  К сожалению, мы не способны «иногда… задержать праздничную полночь», как это делали могущественные герои романа «Мастер и Маргарита» и растянуть день тоже не в наших силах. Единственная возможность уместить все нужные дела в короткий день – структурировать время, отведенное на те или иные задачи, и четко соблюдать обязательства, данные самому себе. Для структуризации рабочего времени разработано огромное количество различных систем и методик.

успевать все

Классики тайм-менеджмента

Одна из первых систем тайм-менеджмента была предложена выдающимся русским ученым Александром Александровичем Любищевым. Он начал применять ее с начала 1916 года и затем изложил в автобиографической книге «Такая добровольная каторга». Уже из названия видно, что система, разработанная ученым – очень строгая и, как писал сам Любищев, для многих «неприемлема психологически». Разработана она была для людей науки, у которых  «…научная работа — не профессия, а основное содержание; большие поставленные перед собой задачи, требующие разносторонних знаний; с возрастом не сужение интересов, а наоборот, все продолжающееся расширение…». Результат его методики впечатляющий – ученый опубликовал классические работы в таких областях науки, как математическая статистика, систематика, генетика, энтомология и др. Но даже если его методику невозможно взять на вооружение, прочитать книгу будет все-таки полезно.

Серьезным подспорьем для тех, кто хочет научиться эффективно структурировать время, является методика Глеба Архангельского, которого называют «отцом российского тайм-менеджмента». В арсенале тех, кто воспользуется его методикой, будут не только книги «Организация времени», «Тайм-драйв. Как успевать жить и работать» и другие, но и специально разработанные помощники-планировщики: «Ежедневник квартальный», «Ежедневник для руководителя», «Еженедельник». Более того, действующий гуру тайм-менеджмента проводит семинары и вебинары, которые может прослушать любой желающий.

Интересным и полезным опытом организации времени для творческих людей, которым особенно тяжело дается любое упорядочивание, поделилась в своей книге «Муза и чудовище: как организовать творческий труд» художница, дизайнер и руководитель дизайн-студии Яна Франк. Будучи творческим человеком, Яна Франк смогла успешно совместить такие несовместимые понятия как творчество, рутинная организационная работа, воспитание сына и домашние дела. Более того, в 2003 году художница тяжело заболела, но разработанная система помогла ей и в этой ситуации: женщина продолжает ежедневно выполнять много больших и маленьких дел, радуя поклонников новыми книгами и проектами. Большое внимание организации времени творческими людьми уделено и в старой – 68 года издания – книге Александра Цейтлина  «Труд писателя».

А если классика не помогает?

Для кого-то перечисленные системы и методики помогли изменить свое отношение к организации времени. Но для многих их эффективность уменьшается пропорционально времени, прошедшему с момента прочтения книги.

Феномен этот вполне объясним: большая часть людей, которые хотят научиться организовывать свое время по книгам и семинарам – по природе своей не организованны. А при выполнении стандартных методик тайм-менеджмента на них ложится двойная нагрузка: нужно не только структурировать свою активность, но и постоянно производить предварительные действия для этой структуризации: расписывать дела, выделять приоритеты, рассчитывать время, постоянно сверяться с графиком и пр.

Можно ли повысить эффективность использования времени без сложных систем планирования и контроля? Можно, попробуйте следовать несложным советам, которые дают психологи.

Совет № 1

Если вы начали выполнять какое-либо дело — доведите его до конечной или необходимой промежуточной стадии, не отвлекаясь:  не читайте в промежутках Facebook, не вступайте в разговоры, не прерывайтесь на чай. Вы не представляете, как много времени высвобождается при следовании этому правилу. Уборка квартиры, рабочий проект, подготовка к экзамену – любой процесс будет занимать в полтора-два раза меньше времени.

Совет № 2

Не откладывайте никакие дела на завтра, послезавтра или следующую неделю. Неоднократно проверено, что любое отложенное дело в будущем потребует больше сил, времени и средств на исполнение: например, несданный вовремя экзамен может обернуться необходимостью самостоятельно договариваться с преподавателем, платной пересдачей и другими не очень приятными последствиями. А уж прозаические ежедневные дела на 10-30 минут нужно просто делать и забывать.

Совет № 3

Постарайтесь не болеть: даже самые легкие недомогания «выключают» нас из жизни. Особенно тяжело организм переносит инфекционные заболевания: на борьбу с микробами и токсинами, которые они выделяют, уходит очень много ресурсов. Какое уж тут эффективное использование времени…  Поэтому делайте все, что вам подходит, чтобы не болеть:

  • обливайтесь холодной водой;
  • бегайте по утрам;
  • занимайтесь дыхательной гимнастикой;
  • принимайте средство для повышения сопротивляемости организма инфекциям.

Выбирайте все, что для вас приемлемо – главное, не болейте. Если посчитать, сколько часов в году уходит на недомогания, причем на любые — от головной боли до гриппа, то цифра получится впечатляющая. Стоит ли отдавать столько времени болезням?

Совет № 4

Не испытывайте к себе жалости по поводу большой загрузки, такие мысли снижают эффективность любой деятельности. На самом деле, все заняты примерно одинаково, всем ежедневно приходится решать множество непростых задач. Воспринимайте все ваши дела как разнообразные грани жизни, каждая из которых привносит что-то новое и полезное: деньги, нужные коммуникации, опыт и пр. Тогда вы будете делать все быстрее и с хорошим настроением, что незамедлительно скажется на всей вашей жизни.

Попробуйте следовать этим несложным советам, результаты вас удивят!