Юлия Барановская, Лариса Суркова, Оксана Дмитрова и Екатерина Круглова обсудили, как говорить с детьми о войне, в Музее Победы.

Как говорить с детьми о войне

18 июня в рамках акции «Красная гвоздика» благотворительный фонд «Память поколений» провел встречу с родителями и детьми в стенах Музея Победы, где гости обсудили, как правильно говорить с детьми о войне. В дискуссии приняли участие амбассадор фонда «Память поколений» Юлия Барановская, психолог Лариса Суркова, блогер Оксана Дмитрова и исполнительный директор фонда Екатерина Круглова.

Нужно ли говорить с детьми о войне? Как подготовиться к такому разговору? Когда стоит его начать и как правильно преподнести информацию с психологической точки зрения? Эти и многие другие вопросы родители обсудили с экспертами в рамках встречи, посвященной Дню памяти и скорби и дню рождения благотворительного фонда «Память поколений». Для детей в рамках события была организована специальная программа.

Очень ценно, что Музею Победы удалось преподнести информацию о столь непростом, но чрезвычайно важном этапе нашей истории, в таком интересном формате, доступном в том числе для маленьких детей,отмечает амбассадор фонда «Память поколений» Юлия Барановская. — Глядя на экспонаты музея, на имена героев, на интерактивную инсталляцию, я едва могу удержаться от слез. Все это вызывает в моей душе невероятный отклик. И волей-неволей возникает вопрос: а я бы так смогла? Информацию о войне можно подать совершенно по-разному. История не знает другого такого примера, когда народ отчаянно сражался и остался непокоренным. Наш долг — донести до наших детей важные уроки человечества и научить их жить в мире.

Эксперты и родители поговорили о том, с какого возраста лучше начинать беседовать с детьми о войне, о проблеме четвертого поколения, о семейных традициях и различных инструментах патриотического воспитания, о том, как правильно построить разговор с разных точек зрения.

Тема войны — тема очень семейная. Пример семьи, родных и близких — всегда самый сильный, самый действенный. Родители боятся детских слез и потому зачастую избегают говорить о войне, стараются отгородить ребенка от информации, которую считают экстремальной. Однако именно через слезы ребенок глубоко переживает эмоцию, это помогает ему сделать правильные выводы,рассказывает Лариса Суркова, семейный и детский психолог, мама пятерых детей. — С точки зрения психологии запретных тем нет. Мы можем говорить с детьми обо всем, что есть в нашей жизни, поскольку, чем больше запретов мы выстраиваем вокруг детей, тем хуже получаем воспитательный результат. Дети чувствуют очень тонко. Если ребенок начинает задавать вопросы, а родители теряются в ответах, ни к чему хорошему это не приводит. У разговоров на «сложные» темы нет цели пугать детей. Наоборот, наша задача, в каком-то смысле, — эти страхи развеять, научить растущего человека преодолевать их. Один из способов, которым дети учатся бороться со своими страхами, — та самая игра в «войнушку».

Как говорить с детьми о войне

Оксана Дмитрова — популярный блогер, многодетная мама, автор книги «Маму вперед» — считает, что, играя в войну, дети не столько ставят самих себя на место воюющих, сколько проецируют образы своих семейных героев или героев из книг и фильмов. Такой психологический «маневр» помогает детям почувствовать, что в нужный момент у них тоже найдутся силы, чтобы преодолеть любые трудности.

— Дома мы разговариваем с детьми о войне, делимся семейными историями, изучаем фотографии, — говорит Оксана. — У нас есть семейная традиция: мы собираем наше генеалогическое древо. В рассказах о предках мы так или иначе затрагиваем тему войны, потому что в нашей семье она коснулась нескольких поколений. Мне важно видеть в глазах своих детей связь поколений, знать, что они чувствуют, что за ними стоят такие люди. Сердце болит, когда слышишь: «Зачем пугать детей войной?». Вопрос не в том, чтобы пугать детей, — вопрос в том, чтобы дать им основу. Я считаю, семейные корни — это опора, которая поможет детям твердо стоять на ногах на протяжении всей жизни. Даже если по вашему саду прошлась война,  разрушив семьи и судьбы, если справились предки с такими испытаниями, то и ты сам сможешь преодолеть свои жизненные трудности. Но для этого нужно знать.

Исследователи исторической памяти напоминают о существовании «проблемы четвертого поколения»: потомки, которые не застают в живых свидетелей, теряют связь поколений. Для многих современных детей Великая Отечественная война — это просто глава в учебнике. Нужно ли новому поколению напоминать о страшных страницах истории? Нужно, ведь смысл в том, чтобы не позволить истории повториться, — в этом уверена Екатерина Круглова, исполнительный директор фонда «Память поколений»:

Война — это страшно. Любой боевой конфликт, когда люди убивают друг друга, — это ужасно. И никогда не нужно это скрывать. В беседах о войне не должно быть романтизма. И это нормально, когда рассказ вызывает слезы и боль. Это боль во имя жизни. Это значит, что память жива. Мы хотим, чтобы каждый, кто приобретает значок «Красная гвоздика» вместе с ребенком или для своего ребенка, объяснял ему, что таким образом можно не только почтить память своих прабабушек и прадедушек, но и помочь другим людям прямо сейчас. Благотворительность должна быть осознанной. Мы должны показать, что люди вспоминают друг о друге и объединяются не только в праздники, не только раз в году, но и в других ситуациях, когда кто-то нуждается в помощи.

Напомним, что 22 июня исполняется четыре года со дня основания благотворительного фонда «Память поколений». За это время фонд оказал помощь более 9 000 ветеранам на сумму свыше 600 миллионов рублей. Уже четыре года подряд с 1 мая по 22 июня волонтеры акции «Красная гвоздика» выходят на улицы, чтобы напомнить каждому о бессмертном подвиге наших предков и о суровых уроках, которые преподносит нам история. Все собранные в рамках акции средства направляются на оказание высокотехнологичной медицинской помощи ветеранам Великой Отечественной войны и иных боевых действий, в которых принимали участие наши соотечественники.