Я, как мама бальницы, периодически замечаю в нашей среде «выгоревших» детей (да-да, такое тоже бывает). Это те ребята и девчата, которые с огромным удовольствием ходили на танцы, но в какой-то момент стали «отлынивать» от тренировок, начали жаловаться родителям на усталость, возвращаться с тренировки расстроенными. Очень хочу предотвратить подобные явления у Алины, ведь она по-настоящему любит бальные танцы и горит ими. Пообщалась на эту тему с психологом Института Детской и Взрослой Неврологии и Эпилепсии имени Святителя Луки Светланой Вячеславовной Климоновой.

Чернухина Алина

Делюсь тем, о чем говорили: почему дети «выгорают» и чем им помочь.

В определенный момент дети, посещающие танцевальные студии, сталкиваются с такими «симптомами», как нежелание идти на тренировку, недовольство собой, своими результатами, педагогом, партнером. Эти признаки могут говорить об эмоциональном выгорании ребенка. Эмоциональное выгорание, при отсутствии внимания к проблеме, провоцирует ряд последствий: отказ от любимого дела, депрессивное состояние и другие.

Эмоциональное выгорание состоит из нескольких аспектов:

  • Физическое и/или эмоциональное истощение
  • Отсутствие мотивации к высоким достижениям
  • Обесценивание текущих достижении и деятельности

Выгорание часто возникает тогда, когда дети (по своей инициативе, или подталкиваемые родителями/педагогом) предъявляют к себе завышенные требования. Танец вместо удовольствия становится набором бесконечных технических «не дотянул(а), не докрутил(а)» и прочих «не», или мыслей «а вот они танцуют слаженно, а мы с партнером нет», «я так никогда не смогу». Недовольство собой, ощущение несоответствия ожиданиям – это деструктивные чувства, которые снижают не только желание танцевать, но и значимо бьют по самооценке, со всеми вытекающими.

Второй немаловажный момент – общая загруженность и усталость ребенка. Когда в школе контрольная, тяжело дается какой-то предмет, вполне возможно есть еще какие-то секции и доп. занятия, есть обязанности дома, да еще и в танцевальной секции определенные требования, возникает «перегруз», что снижает эффективность по всем фронтам.

Ребенок перестает получать удовольствие от занятий, пытается от них «отлынивать». Со стороны родителей очень важно четко дифференцировать это состояние эмоционального выгорания и не пытаться списать все на «банальную лень».

Чернухина Алина

Что делать детям-бальникам, которые почувствовали усталость от танцев?

  1. Честно ответьте себе на вопрос: вы любите танцы? Не конкретно сейчас, когда накопилась усталость, а в целом? Они вас вдохновляют, заряжают?
  2. Вспомните, почему вы вообще пошли в танцы и за что конкретно их любите.
  3. Попробуйте на некоторое время сместить фокус с технических моментов танца на удовольствие от движения, музыки. Потанцуйте «для себя»: дома, с друзьями. Не ради идеальной картинки, а ради своего удовольствия.
  4. Возьмите тайм-аут. Иногда нам нужно немного отдохнуть от какого-то дела, чтобы понять, как сильно на самом деле мы его любим.

Что делать родителям, если ребенок испытывает эмоциональное выгорание?

  1. Поговорите с ребенком! Что конкретно вызывает усталость и негативные эмоции? Может быть, нет контакта с тренером и нужно сменить студию? Или есть проблемы в контакте с партнёром или другими детьми в секции? А может быть, ребенок вообще не хочет ходить на танцы, а хочет на футбол-плавание-верховую езду и т.д.? На самом деле это критически важный вопрос: ваш ребенок хочет танцевать, но испытывает временные трудности, или это вы хотите видеть его в танцах? Если вы заставляете ребенка ходить на танцы, это будет негативно влиять не только на его желание танцевать, но и на нервную систему в целом.
  2. Даже на любимое дело нужны силы! Проанализируйте занятость ребенка. Возможно, загруженное учебой и секциями расписание не оставляет ему времени на отдых, какие-то свои увлечения и желания? Ребенку важно иметь свободное время, которое он может использовать по своему усмотрению.
  3. Дайте ребёнку возможность взять паузу. Не ругайте его за желание пропустить некоторое количество тренировок. Во время этой паузы помогите ему сменить обстановку. Съездите на совместный пикник, организуйте детский праздник, посетите какое-то интересное мероприятие. Нужно переключить ребенка на позитивные эмоции.
  4. Не путайте эмоциональное выгорание с ленью и слабостью характера.
  5. Сместите фокус с достижений ребенка на то, сколько удовольствия он получает от того, чем занимается.
  6. Скажите ребенку, что любите его несмотря ни на что. Объясните, что усталость не равно слабость, и каждый человек имеет право отдохнуть. Скажите, что ребенок имеет право на выбор, чем он хочет заниматься, и вы будете поддерживать его в этом выборе. Эти немного патетические слова на самом деле очень важные. Главное верить в то, что вы говорите)

Что думаете, товарищи-родители? Сталкивались с чем-то подобным у своих детей? Как справлялись?