29 июля исполняется 200 лет со дня рождения Ивана Айвазовского – художника, полотна которого до сих пор вселяют любовь к морю даже тем, кто ни разу его не видел. Но жизнь и картины мариниста вдохновляют не только новых живописцев, но и романтичных путешественников: в погоне за музой, выставками и общением с другими мастерами Айвазовский объездил множество стран, и когда он вернулся домой из своего последнего путешествия, в его заграничном паспорте было 135 виз. В прибрежных городах художник отправлялся к морю, делал несколько набросков, а потом «по памяти» писал свои знаменитые картины. И теперь они – не только достояние культуры, но и «подсказка» для тех, кто ищет самые романтичные морские пейзажи. Международный туристический метапоиск momondo составил путеводитель по мотивам произведений художника. А портал micrusha.ru подобрал красивые работы художника. Итак, море Айвазовского:
Величие родных просторов. Крым
Айвазовский родился в Феодосии, и виды на море сопровождали его с самого детства. Будучи мальчиком, он видел, как к городу подплывали суда из Греции и Турции, а боевые корабли Черноморского флота красовались на морской глади. Один из них, победоносный бриг «Меркурий», не единожды станет героем знаменитой картины художника. Оказавшись в Феодосии, обязательно следует посетить морской порт и попробовать представить, как он выглядел полтора века назад. А за вдохновением можно зайти в городскую картинную галерею, названную в четь мариниста. Однако Феодосия – не единственное место, где можно увидеть Крым глазами Айвазовского. Так, вид Керчи, возвышающийся над морем, склоны горы Митридат и Керченский залив вдохновляли художника еще в начале его творческого пути. Самый восточный город полуострова появлялся не только в живописи, но и в графике мариниста – в его рисунках и литографиях. Чтобы увидеть керченские пейзажи Айвазовского «вживую», любоваться городом нужно издалека – из-за залива. Гулять по поселку Гурзуф, что на южном берегу Крыма, и восхищаться открывающимся отсюда видом на морскую гладь лучше всего ночью – при ярком свете луны и ясном небе. Не стоит также упускать возможность пройтись по песку вдоль линии воды, подобно молодым Пушкину и Раевской с полотна живописца. Еще один город, неоднократно «отмеченный» Айвазовским – Ялта. Виды лесистых гор и моря, преображенных под цветом заходящего солнца, вдохновят на собственный шедевр даже самого далекого от искусства человека!
Вдохновляясь древними мастерами. Италия
Будучи выпускником петербургской Академии художеств, Айвазовский проходил стажировку в Италии. Первым вдохновением для художника, всей душой преданного морю, в этой стране стала, конечно же, Венеция. Особенно много времени он проводил на площади Сан-Марко, в картинных галереях, у причалов города, а также в гондолах, неустанно рисуя эскизы и вдохновляясь. И сейчас для туристов путешествие по стопам мариниста может стать отличным оправданием для того, чтобы оплатить недешевую водную прогулку по каналам города. За волнами Айвазовского также стоит отправиться на западное побережье Италии. Рисуя Неаполитанский залив, виды Амальфи и Сорренто художник пришел к своему уникальному методу письма. Яркое солнце, романтичный вид вулкана и спокойное море – при одном лишь взгляде на местные пейзажи становится понятно, почему именно здесь живописец переживал такой творческий подъем.
За сокровищами Старого Света. Стамбул
Городом, перед которым меркли и Венеция, и Неаполь, стал для Айвазовского Константинополь. Приехав сюда в составе Средиземноморской экспедиции, он навсегда влюбился в него, до глубины души впечатленный статью и красотой столицы Османской империи. Город отвечал ему такой же пламенной любовью: местная знать обожала картины художника, султан награждал его почетными орденами, а в здании русского посольства часто проводились выставки работ мариниста. В старинный город Айвазовский приезжал несколько раз, и посвятил ему множество картин. Босфор и бухта Золотой рог, Галатская башня на фоне моря и таинственная Леонардова башня, мечеть Валиде Султан – главные достопримечательности Айвазовский запечатлел на своих полотнах во время заката, на рассвете, при дневном свете… И теперь эти работы могут послужить своеобразным живописным путеводителем для тех, кто хочет прогуляться по Константинополю XIX века. А особенно впечатляющий вид на Стамбул и пролив ждет тех, кто, проследовав за картиной «Вид на Константинополь с Чамлича», поднимется на самый высокий холм азиатской части города (Чамлыджа). На «турецкие» работы мариниста можно посмотреть в галерее Долмабахче, сегодня там находится 28 полотен Айвазовского.