В последние 5 лет развитие интернета в России привело к тому, что все больше людей начинают воспринимать сеть не только как источник информации, но и как средство обмена ей. Кроме обмена информацией, люди используют интернет, как способ приобретения товаров и услуг. В Москве уже стало нормой нормой покупка в Интернете книг, электроники и билетов. А продажа через интернет-магазины одежды, белья и купальников растет в среднем на 50% в год.
Кто и почему покупает в интернет-магазинах?
Покупка товаров: одежды, белья, купальников через интернет-магазин имеет свои минусы и плюсы, как собственно и традиционная покупка, т.е. покупка товаров в реальных магазинах.
Какие плюсы имеет покупка товаров через интернет-магазин?
Во-первых, в интернет-магазинах более низкие цены, чем в розничных магазинах. Более низкие цены в интернет-магазинах связаны с более низкими затратами на содержание товара, в том числе, низкие расходы на аренду помещения или полное отсутствие.
Часто в сети появляются предложения сомнительного происхождения с точки зрения таможни и налоговых платежей. Такие продавцы могут себе позволить более низкие цены. Поскольку потребителю все равно, каким образом был привезен товар.
Во-вторых, при покупке товаров через интернет-магазин отсутствует необходимость куда-либо ехать и есть возможность совершать покупки в любое удобное время. Поскольку интернет-магазины начинались в крупных городах (в основном, это была Москва), то проблема вечной занятости и пробок способствовала развитию онлайн-торговли.
В-третьих, интернет-покупатели имеют большой выбор товаров и интернет-магазинов, которые ведут между собой активную борьбу за каждого клиента и стараются предложить своим клиентам лучшие условия покупки.
Интернет-магазины стирают территориальные рамки
Россия — страна с населением около 150 млн. человек, в крупных городах проживает около трети от этой цифры. Остальные 100 млн. человек — живут в деревнях и маленьких городах (цифры приблизительные). Эти 100 млн. человек, точно так же, как и жители мегаполисов, хотят покупать красивую одежду, выглядеть, как герои любимых кинофильмов, потреблять товары, которые они видят в рекламных роликах и журналах.
До развития интернет торговли для них это было достаточно сложно потому, что надо было преодолевать расстояния до ближайшего крупного города, где есть магазин. А что делать, если тебе нужны, например, колготки стоимостью 500 рублей? А что делать, если в том магазине не оказалось нужного тебе размера или цвета? А что делать, если тебе не нравится то, что есть в этом магазине?
Крупные торговые сети не могут себе позволить держать огромные запасы в небольших региональных магазинах. Тот город, который для человека является региональным центром, для крупной торговой компании может быть маленьким провинциальным городом. Местные продавцы зачастую не разбираются в моде и не всегда предлагают товары, которые нужны модницам. Как решалась эта проблема раньше?
Все было очень просто: у людей не было информации, уровень их желаний был намного ниже, они готовы были покупать то, что есть, не разбираясь нравится им это или нет. С развитием интернета каждый житель нашей страны теперь может почувствовать себя посетителем любого магазина, расположенного в любой точке России или мира, например, Спортмастер, Дикая Орхидея имеют свои интернет-магазины.
Интернет-магазины: развитие
Безусловно, существует множество факторов сдерживающих рост продаж интернет-магазинов. Прежде всего — это отсутствие доступа к сети. Это самая важная проблема. Следует отметить, что несколько лет назад правительство РФ поставило одной из своих целей обеспечить доступ к интернету всем.
Второй фактор — это культура дистанционного потребления. По сравнению с Америкой, где до появления интернета продажи по каталогам имели значительную долю от общего потребления, в СССР подобной практики не было. Конечно, существовал ПОСЫЛТОРГ, но количество предлагаемых товаров и уровень сервиса, предоставляемый этой организацией, не позволяет рассматривать ее как серьезного игрока, сравнимого с индустрией в США.
Третий фактор — это недоверие потребителей к продавцам. Поскольку факт получения товара всегда следует за фактом оплаты, покупатель должен быть уверен в том, что оплаченный им на сайте товар дойдет до него в указанные сроки. Поскольку интернет-торговля для России явление достаточно новое, то нормальным для этой стадии развития является наличие недобросовестных игроков, желающих заработать здесь и сейчас, пусть даже не совсем честными способами. Со временем потребители начнут больше разбираться и такого рода продавцы уйдут с рынка.
Интернет-магазины: решение проблемы
Для таких товаров, как мужское и женское белье и одежда, существуют еще 2 фактора — это отсутствие возможности потрогать товар и вероятность ошибиться с размером.
Продавцы интернет-магазинов пытаются решить эту проблему, но полностью она устранена быть пока не может. В магазинах существуют фотографии товаров со всех сторон, укрупненные фотографии, позволяющие рассмотреть мелкие детали и фактуру материалов, так же есть подробные текстовые описания и таблицы соответствия размеров, а консультанты магазинов готовы ответить на любые вопросы по бесплатным телефонам или системам онлайн общения.
Все эти меры не устраняют указанных проблем, но сводят риски к минимуму. Если так получится, что купленная майка или джинсы не подойдут по размеру, их всегда можно вернуть обратно в магазин. В сети Дикая Орхидея товары можно вернуть не только обратно в интернет-магазин, но и сдать в ближайший из 300 магазинов.