В российской литсреде ещё не сформировались чёткие требования, по которым оценивают современную детскую книжку. Цензура запрещена, профессиональные разборы на такие произведения публикуются редко. Для изданий прорекламировать неизвестного автора — это дорого, не всегда рентабельно.
Получается, что культурным фильтром становятся сами родители. Что они обычно делают? Покупают проверенные советские повести. А чаду не нравится! Ведь дети 1950-х и 2020-х годов — это совершенно разные люди, другое восприятие даже на бытовом уровне.
Вместе со знаковыми книжными Петербурга «Буквоед» попробуем наметить признаки условно хорошей книги, где учитывается психология ребёнка. Условно, поскольку у каждой семьи своя система ценностей и модель воспитания.
#1. Год выпуска как критерий
Детская книга — это отклик на педагогические концепции и литературные тренды. Давайте вспомним, какую мораль предлагали младшему поколению в разные века.
XVIII–XIX век: духовность и традиции
Закладывается фундамент детской литературы, актуальный и сегодня. В творчестве возникает интерес к внутреннему ощущению ребёнка (романтизм). Писатели учат детей понимать собственные чувства и ценить красоту природы. Книги показывают, что счастье не во внешнем, а в глубине сердца.
Примеры: «Сказки дедушки Иринея» В. Одоевского, «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского, «Айвенго» В. Скотта.
Последователи реализма говорят на суровые темы: предательство, одиночество, социальное неравенство. Продвигается раннее взросление души.
XX век: за честность и родину
В печать СССР допускаются книги, где воспевают справедливость, коллективность, оптимизм, трудолюбие, помощь слабому. Литература о добре и патриотизме становится частью воспитательной политики.
В период оттепели цензура слабеет, публикуются повести о проблемах алкоголизма, неполных семьях, беспризорниках.
Примеры: «Та сторона, где ветер», В. Крапивина, «Расмус-бродяга», А. Линдгрен.
На пороге XXI века: свобода и запретные темы
То, что считалось тяжёлым для детской психики, теперь выносится на обсуждение. Востребованы истории о холокосте, травле в школе, размышления о смерти и насилии. Авторы желают сформировать у ребёнка правдивую картину мира, ведь тогда легче адаптироваться к реальности. Дети взрослеют всё раньше, они понимают сложные темы.
«Дом, в котором…», 1991
Мариам Петросян
Роман для старших подростков, посвящённый состраданию.
В городском интернате живут дети с тяжёлыми недугами: слепые, колясочники, онкологические больные. Герои ненавидят Дом, но в то же время бояться оказаться снаружи, в агрессивном мире, который выбросил их на обочину.
Воспитанники не говорят о родителях и прошлом. В этих стенах белые вороны впервые чувствуют, что такое взаимопонимание и поддержка.
Но дети растут. В 18 лет их выгонят из Дома.
#2. Наличие чуда
У ребёнка мифологическое сознание, всё воспринимается новым, реальное и воображаемое не разделены. Герой книжки должен быть свидетелем чуда или сам творить магию. Для детей постарше это может выражаться не в фантастическом контексте, а, например, в невероятной смекалке и отваге, благодаря которой все спаслись.
#3. Торжество справедливости
Разум ребёнка отторгает трагическую концовку. Детям важно, чтобы автор одобрял их мир, позволял мелкие недостатки и прощал героев. Счастливая развязка помогает ощутить гармонию.
#4. Простые персонажи. Крайности
Поляризация — ещё одна особенность детской психики. Книга должна чётко указывать, кто плохой, а кто хороший персонаж, потому что оттенков юный читатель ещё не улавливает. Сравнивая крайности, ребенок видит разницу. К тому же простого персонажа легче идентифицировать с собой.
#5. Страшилки — это нормально
«Агата возвращается домой», 2008
Линор Горалик
Сказка-триллер о противостоянии искушению, о взаимодействии с миром демонов.
Алиса находит в лесу бесёнка и забирает домой. Она играет с ним, купает, кормит, однако всё делает грубо, чувствуя злую природу существа. В обмен на свободу бес предлагает Алисе богатства — но для этого нужно отправиться в стеклянный лес, к отцу чёртика.
Взрослым такой жанр ошибочно кажется опасным. Он прочно обосновался в детской литературе — вспомните рождественские истории о Щелкунчике, кузнеце Вакуле, сказку о Балде, былички о нечистой силе.
Дети не рассматривают эти произведения в религиозном контексте, как взрослые. Читатели на интуитивном уровне познают природу зла, его коварство и скрытность.
#6. Буквальное повествование
Поступки героев дети расшифровывают через диалоги, а не через описание чувств, как в более взрослой литературе. Так что длинные лирические отступления ни к чему, фокус на прямолинейное действие и речь.
Сюда же отнесём быстрое развитие событий. В идеале уже на первой странице у персонажа начинаются проблемы, приключения.
«Вафельное сердце», 2005
Мария Парр
Девятилетние соседи Лена и Трилле проводят весёлое лето у Норвежского моря. Сегодня мастерят канатную дорогу, завтра — Ноев ковчег, потом зарывают в землю радиоприёмник. У Лены нет отца, девочка хочет найти маме «папу». Бабушка Трилле сильно болеет. Беспокойство семьи передаётся и мальчику.
Автор добилась баланса между увлекательностью и рефлексией. Активные приключения в нужной пропорции разбавлены текстом о чувствах. Книжка говорит с ребёнком о первых потерях: смерти бабушки и долгой разлуке с другом.
#7. Востребованность нравственной идеи
Цели героя, ситуации, в которые он попадает, должны выходить из мира ребёнка, отражать его переживания. Например, детям 4 – 7 лет откликаются следующие темы:
- страх быть брошенными;
- конкуренция с братьями и сёстрами;
- ссоры с родителями, бабушками;
- стремление к независимости.
Пусть со страниц звучат универсальные ценности человеческой жизни. И звучат не как назидание, а как разговор с ребёнком по душам.
Мы рекомендуем давать детям книги разных времён, чтобы личность развивалась всесторонне. А большой выбор детской литературы представлен в книжной сети «Буквоед».