Тот факт, что лепка из пластилина и глины позволяет развить моторику ребенка, знает, наверное, каждая мама. Однако как добиться максимального эффекта от этих занятий?
Специалисты считают, что можно использовать лепку в качестве упражнений для своего чада уже с первого года рождения. Естественно, первые занятия не дадут никакого результата: малыш будет только знакомиться с процессом. Помочь ему в этом ты сможешь одним простым способом: от твоих сделанных фигур ребенок будет отщипывать пальцами отдельно взятые элементы. Это уже первое упражнение для развития его моторики рук. Позднее он сможет самостоятельно слепить оторванные кусочки и соединить их с доской или картоном, смять пластилиновый шарик, раскатать и снова сделать шар. Будь готова к тому, что малышу будет сложно сделать все с первого раза, поэтому тебе придется подать пример, сделать вместе с ним.
Самое главное, прояви терпение и подбадривай малыша даже в самых первых получившихся деталях. Совсем скоро ты увидишь, как у него получатся более сложные элементы, главное, не опускать руки и заниматься с ним регулярно. После каждого занятия вы вместе можете заняться мытьем рук, что не только поможет очистить кожу от грязи и пластилина, но и расслабит ладошки и пальчики ребенка.
От простого к сложному
В возрасте двух лет дети уже обычно готовы к более сложным работам по лепке: вырезанию фигурок, используя специальные формочки. Подготовить пластилин к занятию он уже сможет сам – раскатать и размять массу для более удобной работы. Таким образом, материал становится мягким и более легким для лепки. Вдобавок, чистка формочек от кусочков пластилина также поможет развитию мелкой моторики.
Еще одним вариантом полезного занятия для двухлетнего ребенка послужит работа с шаблонами. Основная мысль этой деятельности заключается в следующем: ты вырезаешь из плотной бумаги или картона какую-либо фигурку, желательно, животного, а ребенок дополняет ее различными аксессуарами – ушками, ножками, глазками. Таким способом можно сделать оригинальную картонную елочку, украшенную пластилиновыми игрушками и еще много всего интересного. С возрастом пальцы ребенка станут более ловкими и быстрыми, так что он сможет уже выполнять более сложные композиции из мелких деталей.
Как только ты увидишь, что ребенок начал справляться с плоскими фигурами, можешь начать работать с ним с объемными элементами. Самое простое – лепка шарика, который является основополагающим элементом для многих изделий. Далее можно попробовать прикрепить к получившемуся кружку носик, глазки, лапки. Если у него получается, не бойтесь экспериментировать – вытягивать фигуру, делать ее более плоской или широкой. Все зависит от вашей совместной фантазии, а также от возможностей и желания малыша. Вполне возможно, что скоро он будет радовать тебя домиками, машинками и человечками. Главное, стараться, и это нужно делать вам обоим.
Утонченное мастерство
Говоря о следующем этапе работы с формами из пластилина, следует отметить, что для перехода твоему ребенку потребуется уже более функциональная координация движений. Чтобы правильно наносить узоры с использованием стека или зубочистки, для начала постарайся определить с ним силу нажатия на пластилин. Этот способ по развитию мелкой моторики не менее эффективен, чем рисование и письмо.
Однако, несмотря на пользу лепки для развития моторики ребенка, не стоит упускать из виду и другую сторону этого процесса. Так, делая различные геометрические фигуры, ребенок со временем выучить их названия, а также сможет ориентироваться в цветах и категориях «больше и меньше». Несомненно, совместная лепка малыша с мамой поможет укрепить отношения и развить фантазию ребенка с первых лет.
Использование мелких предметов в игре даст ему возможность в дальнейшем лучше учиться, если он начнет с детства складывать и строить из предметов различные сооружения, насыпать материалы, прикручивать детали и прочее. Такие занятия способствуют развитию памяти, аккуратности, ассоциативному мышлению и умению принимать самостоятельные решения.