На рабочем месте конфликт вызывает массу разочарований, боль, дискомфорт, печаль, а главное – вредит эффективному рабочему процессу. В рабочей среде, где люди по-разному смотрят на одни и те же проблемы, неизбежны разногласия. Умение решать конфликты является неотъемлемой частью корпоративной культуры и во многом определяет задатки руководителя у сотрудника, на какой бы позиции он не находился. Бизнес-тренер Нурия Архипова рассказала нашим читателям об основных причинах конфликтов на рабочем месте.

Причины конфликтов на рабочем месте

Сопротивление изменениям.

Люди застревают в привычных методах работы, потому что они знакомы и им легко следовать. С переменами приходит страх перед неизвестным, который не все готовы принять. Перемены могут быть стрессом и часто приводят к конфликту между членами команды и руководством. Полезно помнить, что некоторые сотрудники будут проходить через отрицание, гнев и замешательство на пути к принятию перемен. Это обычная человеческая реакция — сопротивляться неизвестному, и нередко это сопротивление перерастает во враждебность. Если учитывать эти факторы и направлять членов команды в процессе изменений, то переход будет более легким и здоровым. Объясните причины изменений и вовлекайте членов команды в процесс, чтобы они знали, что они являются его частью. Когда ваша команда спокойна, расслаблена и открыта для изменений и роста, вероятность того, что она будет вовлечена в конфликт, связанный с изменениями, меньше.

Неясные ожидания от работы

Должностная инструкция с обзором обязанностей всегда прилагается к каждой должности. Но членам команды крайне сложно стать лучшими исполнителями без обучения и коучинга. У каждой должности есть кривая обучения, которая играет большую роль в будущем успехе сотрудника. Некоторые люди годами остаются на своей работе, пытаясь угадать ожидания своего руководителя. Другие увольняются и идут дальше. Если кто-то не уверен в том, как он должен работать, он может потерять уверенность и начать защищаться. Не проще ли сразу сказать, чего вы ожидаете от члена команды, и избежать разочарования, которое часто перерастает в конфликт? Прежде всего озвучьте «необсуждаемые действия» — прямые обязанности, которые член вашей команды должен выполнять, чтобы быть успешным на своей должности. Опишите культуру компании, чтобы член команды знал, в какой рабочей среде он будет функционировать. Уточните процедуру отчетности, которой должен следовать член команды. Избегайте конфликтов, информируя членов команды о том, что от них ожидается, чтобы они могли уверенно выполнять свои обязанности.

Плохая коммуникация.

Общение задействовано практически в каждой деятельности, которую мы выполняем на рабочем месте. Каждый считает себя отличным коммуникатором, однако огромный процент конфликтов происходит из-за плохого общения.

На каждом этапе коммуникационного процесса есть много возможностей для недопонимания, что создает множество возможностей для возникновения конфликта. Вот несколько кратких советов по общению, которые помогут избежать конфликтов, вызванных недопониманием:

  • Будьте ясны и лаконичны; не оставляйте членам вашей команды пространства для предположений или догадок.
  • Слушайте, чтобы не упустить новые идеи членов команды или узнать об их проблемах.
  • Управляйте своим невербальным поведением и учитесь читать поведение других.

Токсичная рабочая среда

То, как люди относятся к себе и другим на рабочем месте, сильно влияет на их производительность. Любить свою работу означает не только получать удовольствие от выполнения повседневных обязанностей, но и быть частью гармоничного рабочего коллектива. Некоторые компании делают все возможное, чтобы в их офисах были столы для зоны для отдыха, игр и общения, чтобы их сотрудники чувствовали себя как дома и могли работать с максимальной отдачей, но это не всегда укладывается в бюджет и к счастью это не единственный способ создать здоровую рабочую среду. Вот некоторые шаги, которые вы можете предпринять, чтобы обеспечить процветание вашей команды и избежать токсичности рабочей среды:

  • Поощряйте общение. Не позволяйте конфликтам разрастаться, дайте членам вашей команды понять, что вы готовы их выслушать.
  • При оценке поведения членов вашей команды ориентируйтесь только на факты и не занимайте чью-либо сторону исходя из личных симпатий.
  • Организуйте мероприятия по сплочению коллектива, чтобы люди могли проводить время вместе вне работы.
  • Проводите тренинги, чтобы научить членов команды основным навыкам общения.

Различия в личностных качествах.

Любое рабочее место объединяет людей с разным темпераментом, опытом и предпочтениями. Мы не становимся друзьями с каждым встречным, поэтому не стоит ожидать, что все члены коллектива будут прекрасно ладить друг с другом. Хотя не обязательно, чтобы все коллеги были друзьями, уровень взаимного уважения имеет решающее значение для здоровой культуры на рабочем месте.

Менеджер обязан задавать тон здоровым отношениям в коллективе. Если вы, как руководитель, всегда будете беспристрастны, члены вашей команды с большей вероятностью обратятся к вам за помощью в разрешении конфликтов.