«Заканчивай играть на компьютере и садись делать домашнее задание!», – эти слова все чаще можно услышать почти в каждой семье, где есть школьники. Дети хотят играть, на школьные занятия недостаточно мотивации, компьютерные игры все больше перетягивают внимание ребенка – в итоге получается замкнутый круг, испорченное настроение и ссоры. Особенно остро встает этот вопрос, когда дело доходит до изучения иностранного языка, когда абстрактные взрослые цели из разряда «нужно знать английский, это поможет в работе» никак не откликаются, потому что далеки от реальности, в которой живёт ребёнок.
К счастью игра в этом случае может стать помощником в образовательном процессе. Представьте, если ребёнок играет и учит язык одновременно! Конечно, прогресс будет происходить гораздо быстрее и легче. С мотивацией проблем не возникнет. Все будут счастливы. Геймификация в педагогике набирает популярность.
Для нас, привыкших внимать и зубрить “потому что так надо”, сложно воспринимать эти нововведения без доли скептицизма. Но для детей поколения Z и Alpha, родившихся с гаджетами в руках, это самый естественный способ учиться, в разы более эффективный, чем традиционные методики и сидение за партой часами.
Хотите, чтобы ваш ребенок осваивал сложные предметы – предложите ему сыграть! Вот несколько рекомендаций, как использовать геймификацию для того, чтобы ребёнок заговорил на английском и получил удовольствие.
Что наша жизнь….игра!
Итак, что же представляет собой геймификация, и как она работает? Простыми словами, геймификация, или игрофикация, — это использование игровых элементов и приемов в самых разных сферах. Эти техники успешно применяются там, где нужно наработать определенные навыки и довести их до автоматизма, упростить освоение сложного материала. Превратив скучный процесс обучения с многократными повторениями в игру, можно незаметно закрепить новый материал (например, иностранные слова) или навык (произношение).
Исследования показали, что игры вызывают химические реакции, ответственные за ощущение удовольствия. Это и есть главный мотиватор продолжать игру. Этот биохимический процесс можно с успехом использовать для достижения реальных целей, в том числе в образовании. Этот прием отлично работает в обучении детей — игра позволяет удерживать интерес, вдохновлять и мотивировать, что в итоге дает прекрасный результат. Материал, повторенный в разных контекстах — игровых сюжетах — лучше запоминается. Сам процесс не воспринимается, как зубрёжка, даже если одно и то же слово приходится повторять много раз.
Как выбирать игры
Практически никому не удаётся заговорить на английском, изучая его в обычной школе два раза в неделю в классе, где 20-30 человек. Нужна постоянная разговорная практика. Не все могут позволить себе несколько часов занятий с репетитором каждую неделю для ребёнка, поэтому полезным дополнением к школьной программе будут онлайн-игры на английском.
Главная рекомендация – подбирать такие, которые разрабатывались совместно с психологами и педагогами. Также важно, чтобы в игре обеспечивался баланс, когда ребенку предлагаются задачи не слишком простые, но и не слишком сложные — в зависимости от уровня знаний, чтобы не пропадал интерес к игре.
Как педагог, активно использующий геймификацию и игры на своих уроках, могу порекомендовать несколько моих самых любимых ресурсов, впечатляющих не только образовательным контентом, но и дизайном.
- National Geographic Kids Games. Дети могут участвовать в интерактивных приключениях с любимыми персонажами из мультфильмов, решать головоломки и квизы, параллельно изучая природу, географию и многое другое.
- Oxford Online Learning Zone – разнообразные игры для детей с разным уровнем владения языком. Лабиринты, путешествия, охота, головоломки – игры на любой вкус в компании героев, которые ребенок может выбрать самостоятельно.
- Night Zookeeper – отлично прорисованная аниматорами-мультипликаторами и прекрасно озвученная игра невероятно развивает воображение, параллельно прокачивая английский. Путешествия по ночному зоопарку, встречи с фантастическими животными, диковинные истории – все это не оставит равнодушным даже взрослого, не говоря уже о ребенке. Обращаю внимание, что эта игра платная!
- ESL Games Plus предлагает интерактивные онлайн-игры для практики грамматики английского языка, расширения словарного запаса, улучшения навыков аудирования и произношения. Здесь можно найти интерактивные настольные игры, гонки, игры на концентрацию, поиск совпадений, распознавание слов, пиратские игры и многое другое.
- Macmillan Games – игры от известного книжного издательства Macmillan, одного из старейших издательств в мире. Игры Macmillan рассчитаны на детей с более продвинутым уровнем языка.
- Freddie’s Ville – быстрые игры с различной тематикой: животные, одежда, цвета, дни недели, математика и другие.
Как повторять выученное в игровой форме
При подборе игр для ребенка старайтесь выбрать хотя бы одну, использующую технику интервального повторения – научно доказанную образовательную методику, помогающую детям легче запоминать английские слова и фразы.
Суть её в том, что материал повторяется через определённые, постоянно возрастающие, интервалы времени. Например, спустя несколько минут после того, как слово прозвучало впервые, затем – через пару часов, через день, 2 дня и т.д.
Обучение при этом оказывается гораздо эффективнее, чем простое заучивание материала, как, например, при подготовке к экзаменам. Интервальное повторение включает долгосрочную память. А чем заканчивается «зубрежка», знает каждый. Сдав экзамен, ребенок тут же забывает большую часть выученного и «обнуляется», потому что «миссия выполнена, данные больше не нужны».
Некоторые разработчики образовательных игр внедряют интервальное повторение в процесс игры, чтобы сделать его более привлекательным для детей. Ребёнку предлагаются разные механики для запоминания слова – картинки, песни, видео, мини-игры, что способствует формированию большего числа нейронных связей в мозгу. За счет этого процесс запоминания идет гораздо легче и быстрее. Например, в MyBuddy интервальное повторение реализовано в отдельной игре, в которой дети должны вспоминать и произносить вслух английские слова и фразы, чтобы побеждать зомби-роботов в космосе.
Стоит обращать внимание на игры, где все механики и история выстроены так, чтобы ребенок учился незаметно для самого себя. Использование английского в игре должно быть обосновано, а заучивание новых слов и выражений должно происходить в игровом контексте.
Как сделать так, чтобы геймификация действительно работала
- Предлагайте ребенку повторить уровень или пройти заново всю игру, если видите, что материал не полностью усвоен. Ведь конечная цель – выучить язык, а не только набрать максимальное количество баллов или выиграть, хотя и это немаловажно. Возвращение к пройденному – это «цементирование» в памяти изученного материала.
- Организуйте практику в неигровой среде, чтобы ребенок мог в реальной жизни использовать полученные в игре языковые навыки. Произносите фразу на русском, а потом повторяйте на английском. Если малыш чего-то хочет, предложите озвучить просьбу на иностранном языке. Когда у неё или него начнет получаться, пусть даже если приходится некоторые слова произносить на родном, сделайте традицией “Час английского” каждый день, в котором участвую все домашние. Найдите новых друзей для своего ребенка – носителей языка, с которыми можно общаться и оттачивать словарный запас. Чувство общности очень важно для изучения языка.
- Отслеживайте успехи ребенка и отмечайте слабые места. Ряд геймифицированных ресурсов предлагает встроенные инструменты отслеживания прогресса и помогает точно определить области языка, с которыми нужно еще поработать. Если обращать внимание на эти данные, каждая минута в игре гарантированно станет временем, проведенным с пользой. Можно записывать конкретные слова, с которыми у ребенка есть проблемы, или определенные правила грамматики, которые он никак не может освоить. И не забывайте показывать, как гордитесь прогрессом ребёнка. Если нужно обратить внимание на слабые места, используйте “метод сэндвича”: сначала похвала, потом критика, и приятные слова в завершение.
- Предлагайте игры, ориентированные на тренировку разных языковых навыков. Ни одна игра не является «серебряной пулей» — единственным и достаточным средством для освоения языка. Существует множество игровых приложений и сервисов, ориентированных на различные языковые навыки, построенных на разных подходах к обучению. Поэтому стоит комбинировать различные игры и повторять их прохождение несколько раз с перерывом. Ребенку будут встречаться уже знакомые слова и понятия, но скучно не будет — свежести придаст новый сюжет, графика, персонажи. Повторение материала в другом контексте поможет закрепить его в памяти надолго.
Игрофикация все чаще используется профессиональными педагогами. Когда-нибудь этот мощный инструмент станет частью образовательной системы и войдет в стандартную программу обучения. Но уже сейчас игры могут быть отличным дополнением домашним заданиям, помогающим закреплять знания, полученные во время школьных уроков.
Автор статьи: Ольга Синицына, руководитель отдела обучения в MyBuddy.ai