Всем привет! Надеюсь вы уже ознакомились с двумя предыдущими частями о возрастных кризисах. Сегодня мы посмотрим, как проходит кризис 7 лет, с чем он связан, какие есть особенности и советы родителям по преодолению трудностей.
Кризис 7-ми лет у ребенка является поворотным моментом по многим направлениям: психическое, психологическое, физиологическое, эмоциональное. Данные изменения характерны для детей 6-8 лет. Помним о том, что у каждого ребенка возрастные кризисы протекают индивидуально, как по длительности, так и по проявлениям.
В 6-8 лет родители обычно ведут своего ребенка в 1-й класс, сопровождая эту перемену в жизни ребенка разговором, что «ты пойдешь в школу, ты станешь взрослый» и именно тогда ребенок начинает чувствовать себя взрослее, начинает вести себя по-другому, ощущать. Младший школьник понимает, что на него возложили ответственность и теперь все изменится, нужно вести себя по-другому, но в психическом состоянии ребенок все еще маленький, он не умеет владеть своими эмоциями, расставлять приоритеты, да чего уж там – ручку не все умеют держать придя в 1-й класс.
Поэтому вся эта ответственность ставит малыша в тупик.
Симптомы кризиса 7 лет.
Чаще всего, родителям кажется, что в возрасте 6-7 лет ребенок уже сформировался, поэтому пора идти в школу. Они видят, что их ребенок умеет сам принимать пищу, обслужить себя в туалете, умываться, придерживается выполнения бытовых обязанностей по дому, но придя в школу на ребенка накладываются новые, совсем не понятные для него, обязанности: хорошо учиться, уметь быть в коллективе, общаться, выполнять каждый день домашние задания, на которые тратится уйма времени, овладевать практическими навыками.
В психическом и психологическом плане ребенок не справляет с такой нагрузкой. Начинают проявляться симптомы кризиса 7 лет:
- Несуразность поведения,
- Кривляние,
- Резкая смена настроения,
- Грубость, игнорирование,
- Надменность,
- Агрессия,
- Передразнивание,
- Неусидчивость.
Все выше перечисленные симптомы можно назвать поведенческими. Но есть эмоциональные и физиологические:
- Повышенная утомляемость
- Становится вялым, либо наоборот очень активным
- Проявляется рассеянность
- Раздражительность
- Вспыльчивость и агрессивность, либо напротив – замкнутость, застенчивость.
В кризис 7-ми лет дети начинают соотносить себя со сверстниками:
Сравнивают себя с другими и недооценивает свои собственные качества, конечно же, ищут авторитета – до школы авторитетом для ребенка были любимые родители, но теперь все меняется – обычно авторитетом становятся дети с негативным поведением – сверстники видят в них сильных, умеющих дать отпор взрослому, некоторые дети становятся ябедами, начинают заискивать перед взрослыми, чтобы подняться в их глазах. Во всех этих проблемах ясно одно – ребенок всеми способами пытается показать, что он – взрослый и слово родителей теперь ему не указ.
Почему же все это происходит?
Причины кризиса 7 лет.
Младший школьник 7-ми лет, так же как и ребенок 3-х лет отрицает все, делает все наоборот. Этому есть свое объяснение.
Если в три года малыш пытается быть самостоятельным, то в 7 лет ребенок теряет свою детскую непосредственность, начинает активно работать интеллект, появляются переживания.
Первая причина – конфликт между потребностями ребенка и тем, что от него требуют окружающие.
Вернемся к тому, что перед поступлением в первый класс родители обещают ребенку (так и происходит, по сути), что поступив в 1-й класс ребенок станет взрослым. Отсюда вытекает неприятное последствие – если ребенок становится взрослым, значит тот уклад, который сформировался в семье до 6-7 лет должен измениться, т.к. ребенок считает его «детским». Он начинает всему противиться не потому, что хочет быть самостоятельным, а потому, что нужно менять семейный уклад, раз родители сказали, что он будет взрослым. Родители сами себя заводят в тупик. Не обещайте ребенку, что он будет взрослым, как только поступит в 1-й класс.
Вторая причина — утрата детской непосредственности.
Поведение детей становится произвольным, оно утрачивает силу ситуации и перестает поддавать внешним факторам. Отсюда появляются такие поведенческие проблемы как кривляние, наигранность, манерничанье.
Ребенок выбирает для себя роль и начинает ей следовать, что может идти в разрез с реальностью. Отсюда появляются резкие перепады настроения, нелогичность эмоций, неестественность реакций.
Все эти причины являются новообразованием 7-ми лет.
Суть этого новобразования – рождение социального «Я» ребенка , потребность жить в социуме и функционировать. Ребенок стремится найти для себя социальную позицию и следовать ей.
Советы родителям.
Уважаемые родители, не паникуйте. Через возрастные кризисы проходят все дети и это закончится. Помните, что лучше пережить кризис 7-ми лет сейчас, нежели потом он настигнет уже взрослого подростка 14 лет.
Нужно помочь ребенку и направить всю энергию в нужное русло, тогда ребенок научится принимать волевые решения, учитывая внешние факторы, у него появится свое мнение. Самое главное, что в этот период формируется собственное «Я» человека, внутренний мир.
- Важно быть понимающими. Дайте больше свободы ребенку. Пусть он разберется в себе, начнет составлять свою позицию. Меньше опекайте – забота – это не тотальное управление жизнью, а контроль и направление.
- Будьте хитрыми. Требования не должны быть требованиями, иначе будут одни проблемы. Формулируйте свое пожелание к ребенку таким образом, чтобы он захотел сделать это по своей воле. Например, ребенок не хочет тепло одеваться. Не требуйте. Мягко напомните ему, как он замерз совсем недавно и что если бы он был так тепло одет, этой неприятности не произошло бы.
- Учите чадо аргументированно спорить. Это заставит ребенка обосновать свои требования, с другой стороны – родители будут понимать, что у ребенка есть свое мнение и с ним нужно считаться. В аргументированных спорах рождается личная позиция человека.
- Ведите диалоги на равных. Не приказывайте. Не кричите. Не наказывайте.
- Сохраните детство. Хоть ребенок уже и считает себя взрослым, но в некоторых ситуациях полезно будет включить поучительный мультфильм с любимыми героями, чтобы и ребенку было приятно, весело и был момент размышления (например, над плохим поведением, почему его любимые герои так себя не ведут и т.д.).
- Уроки – важная часть жизни школьника. Но ребенку трудно резко перестроиться и сидеть над книгами по 2-3 часа. Вводите этот вид деятельность играючи. Устно повторяйте буквы, цифры, решайте примеры с любимыми игрушками, рисуйте мелом, фломастерами и красками.
В такой непростой период родителям нужно быть терпеливыми, позитивными и спокойными. Уметь привносить юмор в самые сложные ситуации. Пусть у ребенка будет свободное время, когда он может заняться чем угодно для своего хорошего настроения. Тщательно следите за здоровьем малыша, любой кризис проходит дольше, когда ребенок ослаблен хроническим заболеванием – не доводите до такого.
Желаю всем родителям пройти легко это сложное время! Поддерживайте друг друга и вы не заметите, как возрастной кризис малыша покинет ваш дом.
Рекомендуем: