Вы замечали, что у вашего ребенка случаются необъяснимые вспышки агрессии, капризы, слезы, резкая смена настроения? Такие резкие проявления у детей наблюдаются на определенных этапах развития психики, и психологи называют эти проявления «возрастные кризисы ребенка». Возрастным кризисам подвержены все дети, у каждого ребенка кризисы протекают по-своему – у кого-то спокойно и тихо, а у кого-то бурно, что называется «из крайности в крайности», но со своими особенностями. В этой статье мы разберем: какие виды детских возрастных кризисов бывают и чем их можно охарактеризовать.
Чтобы понять, что же такое «кризис детского возраста» или по-другому «возрастной кризис» нам нужно заглянуть в фундаментальные труды по детской и возрастной психологии Льва Семеновича Выготского, он пишет:
Возрастные кризисы ребенка — особые, относительно недолгие периоды в жизни человека, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Это нормальные процессы, необходимые для нормального постепенного хода личностного развития. (Л.С. Выготский)
Т.е. все кризисы, которые случаются у детей – это не страшно, это совершенно нормальное явление для гармоничного развития личности, через такие кризисы проходит каждый человек. Вспомните хотя бы себя в возрасте 1 года (если получится), трёх лет? Упрямство, протесты, слезы, бунт – да, да, через это проходит каждый.
Всё негативное, что получают родители от своего ребенка – это последствия кризисов, с которым ребенок справиться самостоятельно не может и выплескивает это наружу с помощью эмоций и своего поведения. В момент кризиса происходит практически моментальная перестройка организма и основных черт личности, ребенок это чувствует, понимает, что он становится «другим», у него возникает внутренняя борьба с собой и, конечно, он не справляется. В такие моменты нужно помочь ребенку, а не ругать его за «плохое поведение».
Какие же возрастные кризисы убывают у детей? Снова обратимся к Льву Семеновичу Выготскому и его возрастной концепции:
- кризис новорожденного — отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;
- кризис 1 года — отделяет младенчество от раннего детства;
- кризис 3 лет — переход к дошкольному возрасту;
- кризис 7 лет — соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;
- кризис подросткового возраста (13 лет);
- кризис юности (17 лет).
Но нас интересуют первые четыре кризиса. Рассмотрим поближе кризис новорожденности.
Кризис новорожденности
Главным образом психологи связывают этот кризис с измененными условиями жизни (из утробы матери появляется на свет). Когда ребенок находится в утробе – ему там комфортно (защита, тепло, комфортная температура, питание), но как только проходят роды и ребенок уже появился на свет он понимает, что все окружающее для него – незнакомое и страшное (очень яркий свет, холод, воздух, который требует менять тип дыхания, а также смена питания).
В первые часы жизни малыша ему помогают его безусловные рефлексы, например – дыхательный, сосательный, защитный и ориентировочный. Так же у малыша есть «цеплятельный» рефлекс (своими маленькими пальчиками малыш всех хватает, особенно это заметно, если слегка прикоснуться к его ладони, то маленькая ручка резко сожмется), который достался нам от наших предков, но оказывается бесполезным и в скором времени исчезает.
Кризис новорожденности заключается в:
- резкой смене условий жизни
- зависимости от взрослого
Рассмотрим второй пункт. Зависимость от взрослых. Новорожденный малыш ничего не умеет, от обладает только конкретным набором безусловных рефлексов, которые помогает ему жить, но кроме этого малыш нуждается и в социальном развитии даже в таком малом возрасте. Ребенок еще не умеет разговаривать, он общается со своими родителями по-другому – эмоционально. Если понаблюдать за ситуацией общения родитель-ребенок – то мы увидим, что ребенок испытывает совершенно разные эмоции – он улыбается, хмурится, надувает щечки, следит взглядом за действиями. Он запомнил своих родных. Так он с ними общается. Но если он увидит незнакомое лицо – то может нахмуриться, закрыть глаза или даже заплакать – потому что он не знает этого человека и эмоциональный контакт не установлен. Так же потребность общения малыш выражает «комплексом оживления» — разные двигательные реакции на положительный раздражитель – появление мамы, папы или другого члена семьи, который ухаживает за ребенком, показ красивых игрушек, включение приятной музыки (спокойной, мелодичной) или звуков природы.
Эмоциональное общение очень важно для маленького ребенка – оно играет важную роль в развитии психики ребенка.
Кризис одного года
Все кризисы нужны – все кризисы важны! (минутка юмора). Этот кризис тоже очень важен, ведь в этот период ребенок начинает общаться со взрослыми не только эмоционально, развивается речь и параллельно ребенок учится ходить, что тоже является новообразованием данного возраста. Кризис 1 года считается переходным кризисом между новорожденностью (0-1 месяц) и ранним детством (1-3 года).
Около года появляется собственная речь, «детский лепет», который иногда похож даже на взрослые слова. Ребенок этим лепетом может обращаться ко взрослому, либо отвечать или вести свои разговоры во время игры с предметами. Так или иначе появляется вербальная ситуация, которая заставляет ребенка вести себя по-другому. Если раньше поведение ребенка было связано с биологической системой (удовлетворение жизненных потребностей, биоритмы), то сейчас биоритмы идут в разрез с социально-вербальной ситуацией) – самый понятный пример – мама укладывает спать своего ребенка «Ложись спать, тихий час пришел» — а ребенок не хочет спать, потому что его биоритмы нарушены, но речь еще не настолько сформирована, чтобы ребенок мог объяснить. В таких случаях часто наблюдаются подавленное состояние, угрюмость, плаксивость, обидчивость – все это связано с тем, что ребенок не может объяснить свои потребности взрослому. Эмоции ребенка становятся примитивными.
Кризис 1 года не страшен, он не относится к числу острых и быстро проходит.
В следующей части мы рассмотрим кризисы 3 и 7 лет, которые являются очень занимательными!
Читайте также: Интерактивная кукла BabyBorn >>